Актуальные новости дня

Казань

Суббота, 25 января 2020
13 декабря 2019   21:03

«В последнем вагоне уходящего поезда»: 10 главных вызовов для Сергея Когогина

Неюбилейные мысли о судьбе КАМАЗа — чтобы выжить, потребуется сверхусилие

Сегодня КАМАЗ празднует полувековой юбилей и встречает Владимира Путина. Ровно 50 лет назад на стройплощадке будущего автогиганта был вынут первый ковш грунта, положивший начало эре грузового автомобилестроения на Каме. Тогда стране кровь из носу нужен был недорогой массовый грузовик. К чему пришел КАМАЗ спустя половину столетия и какие проблемы сейчас стоят перед ним?

1. ГЛОХНУЩАЯ ДИНАМИКА

К сожалению, свой юбилей КАМАЗ встречает отнюдь не на подъеме. В нынешнем падении представители КАМАЗа, по сути, винят государство и отсутствие крупных инфраструктурных проектов Фото: president.tatarstan.ru

К сожалению, свой юбилей КАМАЗ встречает отнюдь не на подъеме. Убыток за 9 месяцев по РСБУ составил 1,9 млрд рублей, а в юбилейном интервью гендиректор Сергей Когогин выразил надежду , что удастся продать 33-34 тыс. грузовиков. По итогам 2018 года было 38,3 тыс. грузов, а в пиковом 2012 — 45,4 тысячи. И дело не только в плохой конъюнктуре рынка — снижается и доля КАМАЗа на российском рынке — с пиковых 56% до 41% в 2018 году. Тогда челнинский автогигант вообще стал единственным из топ-5 производителей, кто снизил регистрации новых авто — у ГАЗа, Scania, Volvo и MAN они существенно выросли. В нынешнем падении представители КАМАЗа, по сути, винят государство. Закончилось строительство Крымского моста, отгремел футбольный мундиаль. А новых сопоставимых по масштабам инфраструктурных проектов в стране пока нет. Плюс стагнация на рынке жилищного строительства из-за реформы «долевки». Вот КАМАЗ и глохнет — спасибо, что пока не вернулись четырехдневки.

Сегодняшний приезд Путина в Челны — это, по сути, ремейк праздничного митинга 2016 года, когда отмечалось 40-летие выпуска первого грузовика. «Хочу сказать, что мы всегда поддерживали ваше предприятие и несмотря ни на какие сложности в экономике, а вы знаете о них, мы будем поддерживать такое нужное для нас предприятие, как КАМАЗ, и в будущем. Будем все делать для того, чтобы рабочие места были обеспечены, а страна имела возможность перевозить необходимые продукты, необходимые товары, грузы на таких замечательных машинах, которые вы производите», — заявил тогда президент.

Этих же слов, по сути, ждут от него и сегодня. Составители отчестности по итогам того самого 2016 года насчитали госпомощи на 18,2 млрд рублей (оценка аналитиков «БИЗНЕС Online» — 21,7 млрд рублей). При этом на самом КАМАЗе часто говорят, что в основном речь идет не о прямой помощи, а о стимулировании спроса — лизинг с господдержкой, возврат утильсбора, экспортные субсидии, поддержка газомоторки и т. д. Тем не менее, без «бюджетной иглы», без солидных госзаказов производство челнинских грузовиков едва ли было бы возможно сохранить. То же можно сказать и о модернизации производства, которая в значительной степени финансируется льготными займами ВЭБа. Такая зависимость, безусловно, риск и вызов, который КАМАЗу нужно преодолеть, став по-настоящему рыночным производителем.

2. ВЕЧНО ДОГОНЯЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ

В 70-е годы КАМАЗ строился на основе зарубежных технологий, но, по мнению специалистов, уже к тому времени устаревших Фото: Владимир Зотов

Препятствие № 1 на этом пути — отсталость. Сейчас редко вспоминают о том, что в 70-е годы КАМАЗ строился на основе зарубежных технологий. В оснащении автогиганта станками и другим оборудованием приняли участие более 700 иностранных компаний, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи». При этом само корпоративное издание «Вести КАМАЗа» в одном из своих материалов, посвященных юбилею, цитирует главного специалиста Технологического центра КАМАЗа Юрия Филиппова, который дает понять, что уже на тот момент технологии были не самые продвинутые: в автомобилестроении заканчивалась эпоха жестких автоматических линий и начинался переход к гибким.

«К сожалению, мы сели в один из последних вагонов уходящего в прошлое поезда, то есть купили у западных фирм и установили у себя новенькое, с иголочки, но технологически устаревшее оборудование», — констатировал специалист. В условиях фактически монополии в рамках СССР это было и не так важно. Главное было дать народному хозяйству неприхотливую, но надежную машину в астрономических количествах — по 150 тысяч в год. Модернизацией камазовского производства руководство планировало заняться после того, как огромная страна получит необходимое количество камских грузовиков. Но в середине 80-х началась перестройка, разрушительное действие которой продолжил пожар на КАМАЗе…

После пожара на КАМАЗ приезжали немецкие специалисты и предлагали не восстанавливать пострадавшее оборудование, а построить новый завод за 300 млн долларов с новым более современным двигателем Фото: Михаил Медведев / ТАСС

Источники «БИЗНЕС Online» рассказали, что после пожара на КАМАЗ приезжали немецкие специалисты и предлагали не восстанавливать пострадавшее оборудование, а построить новый завод за 300 млн долларов с новым более современным двигателем. Но руководство приняло решение восстановить завод с теми же технологическими линиями и выпускать тот же старый дизель. Потратили в итоге в два раза больше.

Конечно, без вложений в технологии нет будущего. И КАМАЗ вкладывается. До 2025 года общий объем инвестиций в программу реинжиниринга составляет 87 млрд рублей. На сегодня проинвестирована половина суммы — более 43 млрд. Львиная доля затрачена на производство нового семейства грузовиков К5, которым еще только предстоит выйти на рынок.

Львиная доля инвестиций затрачена на производство нового семейства грузовиков К5. Сейчас на КАМАЗе его считают будущим драйвером автозавода Фото: «БИЗНЕС Online»

Сейчас на КАМАЗе его считают будущим драйвером автозавода. Флагман оснащается новым двигателем Р6, создавшимся в сотрудничестве со швейцарской компанией Liebherr. Силовой агрегат работает в связке с немецким «автоматом» ZF Traxon. Кабина построена на основе каркаса от Mercedes-Benz Actros. Если под модернизацией в доперестроечное время подразумевался именно такой набор узлов и агрегатов, то можно сказать — цель достигнута. Однако продвинулся ли автогигант с точки зрения собственных технологий — это большой вопрос. Как видим, за 50 лет он так и остался в зависимости от зарубежных разработок и технологий. Хотя, конечно, сейчас это преподносится общественности как интеграция в мировой автопром, а не застарелая проблема КАМАЗа. В этом смысле очень показательная ситуация с кабиной — несмотря на целый ряд попыток, компания так и не смогла создать и реализовать собственную разработку. В конце концов поставили на немецкий продукт от «Даймлер».

КАМАЗ с новой кабиной, безусловно, более соответствует требованиям времени, но, делая ставку на него, компания берет на себя риск. «Мы сделали своей стратегией переход в премиум-сегмент, — заявлял глава КАМАЗа Сергей Когогин на презентации K5 — Это очень болезненно, непросто для компании, но тем не менее другого пути нет». Между тем, исторически главным преимуществом КАМАЗа была как раз относительно невысокая цена. Сейчас грузовик современнее и дороже, но «Мерседесом» все равно не стал, разводят руками наши собеседники в отрасли. Иначе говоря, есть риск потерять старого клиента, но при этом и не приобрести нового. По крайней мере, в достаточном количестве.

3. МЕЧТЫ О МОЗГАХ

Одна из основных проблем, которую КАМАЗ не скрывает и постоянно о ней высказывается в публичном пространстве — острый дефицит кадров Фото: president.tatarstan.ru

Одна из основных проблем, которую КАМАЗ не скрывает и постоянно о ней высказывается в публичном пространстве — острый дефицит кадров. И это притом, что в Челны ежедневно вахтами возят трудяг из соседних городов Закамья, готовых работать за среднюю камазовскую зарплату.

В свое время под нужды КАМАЗа был сформирован КамПИ, потом его переименовали в инженерно-экономическую академию — ИНЭКА. В свое время челнинский вуз входил в десятку налогоплательщиков автограда и ежемесячно зарабатывал по 300 млн рублей. Однако несколько лет назад вуз был поглощен КФУ. Сразу же после присоединения вуза ректор КФУ Ильшат Гафуров шесть лет назад анонсировал создание высшей школы автомобильного инжиниринга совместно с КАМАЗом. Однако, создать мозговой центр пока не удается. Весь последний год шла речь о новом техническом вузе в Набережных Челнах на базе все того же местного института КФУ. На КАМАЗе признаются, что сейчас вынужены заказывать многие необходимые исследования на стороне — в том же МВТУ им. Баумана и других вузах. Идею создания вуза в Челнах поддержал президент Татарстана Рустам Минниханов (собственно, именно он и озвучил ее впервые публично в ходе поездки в Челны). Она позволила бы решить сразу две проблемы — выращивать в непосредственной близости от производства собственные кадры и развивать собственную научно-инженерную мысль. Но пока публично не представлена даже концепция вуза. По данным наших инсайдеров, к практической реализации проекта никак не могут перейти в первую очередь потому, что КАМАЗ согласен обеспечивать вуз заказами, но не готов к серьезным вливаниям в инфраструктуру на чужой базе.

4. скромные зарплаты и нескромные ожидания

На КАМАЗе посчитали, что условия, предлагаемые «Даймлером», могут создать ситуацию, когда на завод кабин побегут устраиваться высококвалифицированные специалисты с других заводов Фото: tatarstan.ru

Между тем, в конкуренции за кадры ключевой параметр — деньги. Очень показательной в этом плане стала ситуация с набором персонала на упормянутый выше новый завод каркасов кабин, на который было потрачено 400 млн евро. При наборе людей возник своего рода конфликт подходов. Немецкий «Даймлер», партнер КАМАЗа в этом проекте, обычно предоставляет приглашенным из других городов и стран специалистам специальный стимулирующий соцпакет, где предусмотрены многие блага, вплоть до оплаты мобильной связи и абонемента в фитнес-клуб, не говоря уже о высокой зарплате. На КАМАЗе посчитали, что такие условия могут создать ситуацию, когда на завод кабин побегут устраиваться высококвалифицированные специалисты с других заводов. Как рассказывают наши источники, администрация компании выставила немцам жесткое условие, согласно которому зарплаты на новом заводе не должны сильно отличаться от общей средней зарплаты по всей компании. Год назад она, со слов руководителя пресс-службы КАМАЗа Олега Афанасьева была в районе 37-39 тысяч рублей, у рабочих — 34-35 тысяч. Прямо скажем, цифры довольно скромные даже для Набережных Челнов. Для сравнения: как заявляла летом глава АИР РТ Талия Минуллина , на челнинских заводах китайской корпорации «Хайер» средняя зарплата — 42 тыс. рублей. При этом руководитель Haier Russia Сунь Чженьхуа признавал , что даже в Китае сейчас рабочая сила дороже.

5. КУДА ПРИВЕДЕТ СОЮЗ С DAIMLER?

В 2008 году концерн Daimler AG приобрел 10% акций «КАМАЗ». Сумма сделки составляла четверть миллиарда долларов плюс 50 миллионов отложенного платежа в течение нескольких лет Фото: «БИЗНЕС Online»

В декабре КАМАЗ может праздновать еще одну дату — правда, не круглую. 11 лет назад — 12 декабря 2008-го — концерн Daimler AG приобрел 10% акций «КАМАЗ», принадлежащих ГК «Тройка Диалог». Сумма сделки составляла четверть миллиарда долларов плюс 50 миллионов отложенного платежа в течение нескольких лет. И считалось, что этот пакет акций — лишь начало, еще в 2013 году сообщалось о возможной сделке по доведению доли «Даймлер» до 27,3% — предполагалось, что немцами будут выкуплены акции у консорциума инвесторов во главе с Рубеном Варданяном (бывший глава «Тройки-Диалог»). Шеф Ростеха и предсовета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов заявлял тогда, что «Даймлер» заинтересован в конечном счете получить контрольный пакет КАМАЗа.

Спустя более 10 лет эксперты БИЗНЕС Online утверждают, что от этой сделки КАМАЗ приобрел много больше, чем его немецкие совладельцы. В то время КАМАЗу приходилось выбирать из российских поставщиков (как, впрочем, и сейчас). А у большинства российских партнеров высокий уровень затрат и маленькая рентабельность. Значит, они заведомо отстают от тех, кто может вкладываться в НИОКР и развитие. Поэтому КАМАЗу пришлось выбирать партнера иностранного, беря на себя все валютные риски.

«Да, они продали нам свою кабину. Но Daimler не может определять внутреннюю политику КАМАЗа в силу небольшого пакета. Так что мы для Daimler убыточны» Фото: «БИЗНЕС Online»

Для Daimler сотрудничество с КАМАЗом скорее убыточно. Буквально недавно корпорация передала все свои акции в дочернюю структуру Daimler Truck. Некоторые эксперты считают, что таким образом немцы скрывают потери, чтоб не портить себе отчетность. Да и в целом Daimler немного просчитались, думая, что российская экономика будет цвести, а спрос на грузовики расти. «Я не знаю, на что рассчитывало руководство Daimler, покупая камазовские акции. Были всякие фантазии относительно того, что им нужна наша дилерская сеть. Но это все чушь, потому что наша сеть просто не подходит под стандарты „Мерседеса“. Да этот грузовик и не нуждается в такой сети, поскольку количество их проданных автомобилей значительно меньше. Да, они продали нам свою кабину. Но Daimler не может определять внутреннюю политику КАМАЗа в силу небольшого пакета, не может вводить свои стандарты по оплате и дисциплине труда, качеству продукции. Так что мы для Daimler убыточны», — считает один из наших спикеров.

Дальнейшие перспективы сотрудничества с Daimler весьма туманны, считают наши собеседники. В момент, когда немцы принимали решение о вхождении в капитал КАМАЗа, еще не было политический рисков и санкций Запада, вызванных событиями в Крыму. Заметим, что в угоду иностранным парнерам КАМАЗ припрятал в дальнем углу всю военную тематику — сейчас ни один оборонный контракт прямого отношения к автогиганту не имеет. Но все равно немцы даже идут на сворачивание некоторых совместных проектов с КАМАЗом, оценивая при этом как политические риски, так и падение спроса на грузовую технику в России. Например, СП КАМАЗа и «Даймлера» прекратило в этом году выпуск среднетоннажных японских грузовиков Fuso. Сообщалось, что он возобновится в 2020 году, после того, как будут распроданы складские остатки. Однако, верится в это с большим трудом.

6. НЕ ЖДАТЬ ПОГОДЫ, а СОЗДАВАТЬ РЫНКИ

Суть проекта «Каматейнер» заключалась в перевозке грузов методом эстафетной доставки с помощью универсального съемного кузова-контейнера. Однако проект благополучно сдулся Фото: president.tatarstan.ru

Одна из серьезнейших проблем КАМАЗа состоит в том, что он в большей степени следует трендам на рынке, чем формирует спрос. Объективно, в последние годы коньюнктура в России складывается не в пользу грузовой техники. Система «Платон», новые импульсы РЖД по развитию грузоперевозок — эти и другие факторы негативно влияют на бизнес в сфере автомобильной логистики и, соответственно, плохо сказываются на спросе на продукцию КАМАЗа. Попытки КАМАЗа найти свои ноу-хау в этой сфере пока не привели к успеху.

«Есть транспортная составляющая себестоимости отечественных товаров и услуг. У нас она составляет по расчетам экономистов более 16%. У наших конкурентов в передовых странах — 6-7%. То есть в два раза наши товары дороже, чем у конкурентов именно по этой причине. Разумеется, это и необъятные просторы страны, и плохая логистика. Но все это можно исправить, если КАМАЗ отработает свою роль по уменьшению транспортных издержек у производителей. Хорошо, если б от Москвы до Китая была сеть специально спроектированных комплексных логистических систем, которые бы включали в себя специально подготовленные дороги, где можно было бы использовать караваны беспилотников на газомоторном топливе, которые бы везли контейнеры», — предлагает один из наших экспертов. В основу идеи закладывается уже обсуждавшийся проект КАМАЗа под названием «Каматейнер», суть которого заключалась в перевозке грузов методом эстафетной доставки с помощью универсального съемного кузова-контейнера. По расчетам камазовского аналитического центра, этот проект мог повысить рентабельность перевозок в 2–3 раза. Однако проект благополучно сдулся — грузоперевозчики, похоже, так и не решились сменить отработанную годами систему транспортировки с помощью полуприцепов.

Недавняя попытка Альфии Когогиной запустить через Госдуму программу принудительной утилизации старого коммерческого автотранспорта закончилась федеральным скандалом Фото: «БИЗНЕС Online»

Разумеется, потянуть такой проект опять же можно только за счет масштабной инвестиционной госпрограммы, в основу которой будет положено развитие газомоторных проектов и строительство самих автотрасс с оборудованными под КАМАЗы сервисными центрами.

Может ли КАМАЗ лоббировать такие масштабные идеи? Может, учитывая близость Когогина к первому лицу страны и другим ключевым фигурам. Возможно, не хватает креатива. Но тут Когогин мог бы заимствовать подходы своего влиятельного коллеги по «Ростеху» Николая Колесова : тот инициировал тему развития санитарной авиации в интересах входящей в его орбиту казанской компании «Рычаг» и фактически «увел» эту тему у Казанского вертолетного завода. КАМАЗ в этом смысле больше идет в фарватере уже имеющихся тенденций.

А недавняя попытка Альфии Когогиной запустить через Госдуму программу принудительной утилизации старого коммерческого автотранспорта закончилась федеральным скандалом — тут вопросы к PR-сопровождению.

7. «КАМАЗ-МАСТЕР» и сложности ЭКСПОРТа

При том, что репутация «КАМАЗа-Мастера» очень важна для компании, три года назад команда во главе с Владимиром Чагиным попросила помощи у Путина в связи с финансовыми трудностями Фото: «БИЗНЕС Online»

Лицо КАМАЗа — его гоночная команда. «КАМАЗ-Мастер» уже много лет блестяще выступает на различных международных соревнованиях и его победы стали привычными — эффекта новизны, как в первые годы, уже нет. Понятно, что это в чистом виде маркетинг — компании необходимо присутствие на мировых рынках и такие зрелищные гонки — хорошее средство для поддержания репутации марки. Хотя все понимают, что у гоночного КАМАЗа мало общего с серийным грузовиком.

При том, что репутация «КАМАЗа-Мастера» очень важна для компании, три года назад с ней произошла история, странная своим выходом в публичное пространство. Шеф команды Владимир Чагин заявил, что она испытывает серьезные финансовые проблемы из-за того, что из состава ее спонсоров тогда вышел ВЭБ. Команда написала письма Путину и Медведеву, что выглядело само по себе удивительно — речь шла о суммах от $1,5 млн евро до 10 миллионов.

Пока КАМАЗ-Мастер ходил с протянутой рукой, Когогин озвучивал амбициозные планы по росту экспорта к 2020 году — к этому времени за рубеж должно было идти 20% продукции компании. Но с экспортом далеко не все гладко — в 2018 году экспорт упал на 19%, несмотря на то, что челнинские грузовики имеют довольно привлекательные цены относительно западных аналогов. Собственно, основной покупатель КАМАЗов находится в странах СНГ, Азии и Африке. Причем в ряде случаев сборка ведется или планируется прямо на месте — с тем, чтобы обойти экспортные пошлины. В частности, речь шла о сборочных производствах в Китае, Вьетнаме, Египте и других странах (не все из них удается реализовать). Эксперты говорят, что перспективы КАМАЗа в плане экспорта в подобные страны не столь однозначны. Тот же Китай сам агрессивно заходит на рынки грузовой техники в странах третьего мира,

выдавливая конкурентов. До обвала рубля в 2014 году КАМАЗ сам жаловался на проникновение китайских грузовиков в Россию. Кроме того, КАМАЗ стал технически более совершенным и его уже не починить кувалдой в полевых условиях — за что его и любили еще с советских времен во многих небогатых странах.

8. КУДА ЗАЕДЕТ КАМАЗ НА БЕСПИЛОТНИКАХ и ЭЛЕКТРОБУСАХ?

В скором времени КАМАЗ проведет анонсированное Когогиным стратегическое обсуждение задач на ближайшие три-четыре года по автобусной тематике. Есть, что обсуждать. При нынешнем директоре предприятие стало активно развивать новые для себя направления, связанные с производством беспилотников, общественного транспорта на газомоторном топливе, электробусов и т. д. Диверсификация для такой крупной компании — это не прихоть, а необходимость. Но не все эти направления выглядят перспективными.

Например, совершенно не очевидны перспективы производства беспилотников. На этой почве КАМАЗ сотрудничает с IT-компанией Cognitive Technologies еще с весны 2015 года, получив 300 млн рублей от минобрнауки РФ на разработку электронной начинки. Уже тогда завод замахнулся на строительство испытательного полигона для роботов и других инноваций за 5 млрд рублей, а на всю программу просил у правительства еще 13,5 млрд рублей, обязуясь к 2025 году собрать 20 прототипов. Минпромторг поначалу взялся финансировать проект, но потом умерил аппетиты, снизив стоимость с 18 до 12 млрд рублей. В течение последнего года ходила информация, что полигон может быть построен либо недалеко от научно-технического центра КАМАЗа, либо в виде совместного с КФУ проекта в Зеленодольском районе. Однако, время идет, но о старте работ по строительству полигона не слышно. Между тем, полигон должен быть очень сложным в техническом плане — речь идет о имитации города — именно по такой концепции устроены аналогичные полигоны «Вольво» и «Даймлера».

Но при этом нельзя сказать, что проект беспилотников не движется. Со временем КАМАЗ сменил стратегического партнера — им стала «ВИСТ Групп». Первым действительно новым продуктом стал 12-местный шаттл, разработанный КАМАЗом совместно с Научным автомоторным институтом (НАМИ). Беспилотник представили в августе 2016-го на московском автосалоне, а в реальных условиях шаттл поработал во время чемпионата мира по футболу в Казани.

В прошлом месяце на территории заводов КАМАЗа начались тестовые заезды беспилотника «Одиссей» на базе дизельного «КАМАЗа-4308», который перевозит кабины с ПРЗ на автомобильный завод. Автомобиль запрограммирован на то, чтобы уезжать и возвращаться на одно и то же место — отсюда и название. Пока на предприятии ограничивают работу автомобиля-робота только заводскими площадками. Выход на дороги общего пользования сдерживает и такой аспект — кто будет виноват в случае ДТП? Нормативная база, регулирующая в том числе и нестандартные случаи при использования беспилотников, пока так и не разработана, а ответственность за каждого робота на дороге предприятие, видимо, пока не готово нести.

Впрочем, дело не только в новых ПДД. Эксперты считают, что пока зарплата водителей не подтянется до американского уровня, беспилотники в принципе бессмысленны. Кроме того, роботов дорого содержать и обслуживать и можно разориться на одних только лицензионных платежах. В общем и целом тема беспилотников пока приносит КАМАЗу лишь расходы и пока не видно, как он может на ней зарабатывать — по крайней мере, в обозримой перспективе. «По затратам это сегодня инвестиции в будущее, коммерческой ценности это не имеет — так же, как и грузовой электромобиль: он слишком дорог, чтобы появиться на дорогах в отсутствие достаточной инфраструктуры», — давал оценку сам Когогин.

Прошлый год стал для КАМАЗа знаковым, поскольку автогигант впервые вышел на рынок Москвы с пассажирским транспортом. Рестайлинговый низкопольный автобус НЕФАЗ-52.40.5299 был запущен в серийное производство. Экстерьер и интерьер модели был обновлен, салон оборудован поручнями с кнопками вызова водителя и usb-зарядками для гаджетов, наружная обшивка кузова отличается высокой устойчивостью к коррозии. В этом году КАМАЗ заключил госконтракты на 9 млрд рублей на поставку и обслуживание 655 низкопольных автобусов для нужд ГУП «Мосгортранс».

Почин хороший, но НЕФАЗ — не лучший автобусный завод страны. Как говорят эксперты БИЗНЕС Online, ощущение, что он финансировался по остаточному принципу, потому что продукция уступает ЛиАЗу в технологическом оснащении и в потенциале. «Завод надо подтягивать. Хотя там и используют импортные комплектующие. Но КАМАЗ может сделать хороший автобус и на своих комплектующих. Потому что разработки важных узлов и агрегатов, которые могли бы понадобиться для автобуса, на КАМАЗе ведутся. Так что автобусы — это перспективно. Автобусов нужно много. Один ЛиАЗ не потянет рынок, нужна здоровая конкуренция», — высказался один из собеседников.

Идут по графику и поставки электробусов. В общей сложности за последние два года автогигант выиграл два аукциона на поставку в столицу 200 электробусов по 33 млн рублей за штуку. С 2021-го Москва намерена ежегодно покупать по 800–1000 электробусов. Более того, под эту задачу КАМАЗу предоставили производственные площади Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода, инвестиции в которые со стороны автогиганта оцениваются в 1 млрд рублей. Но с электробусами ситуация сложнее, считают специалисты. В частности проблема может возникнуть с аккумуляторными батареями и их утилизацией.

А вот намерение КАМАЗа производить легкий коммерческий грузовик, то есть зайти в нишу «Газели» повергло большинство экспертов в большое недоумение. «Это совершенно новый для КАМАЗа сегмент. Конечно, КАМАЗ на имеющихся технологиях может и подводную лодку сделать. Но как мне кажется, КАМАЗу и ГАЗу не надо лезть на чужую грядку и портить урожай друг другу. Иначе от этих конкурентных войн выигрывать будет кто-то другой, но не производители», — прогнозирует один из наших собеседников. Сам же Когогин в недавнем интервью корпоративной газете откровенно сказал, что рынок тяжелых грузовиков стал «схлопываться», в том числе и потому, что новые грузовики имеют большой ресурс и покупатели берут замену его реже — ввиду того, что машина долговечна. По этой причине КАМАЗ и намерен реализовать проект «Компас», хотя, как признал Когогин, это «мало коррелирует с нашим основным продуктом». Мы снова видим рискованный ход — КАМАЗ не создает новый рынок, а заходит на уже существующий.

9. когда сила «генерала» может стать ахиллесовой пятой

Заручившись поддержкой Сергея Чемезова (справа), одного из самых близких к Путину людей, гендиректор КАМАЗа в итоге стал пользоваться и личным доверием президента России Фото: «БИЗНЕС Online»

Одна из главных удач КАМАЗа — это его нынешний гендиректор Сергей Когогин. 17 лет назал его назначение на предприятие, обремененное множеством проблем, многие воспринимали скептически. Но так или иначе, треть жизни КАМАЗа у его руля стоит Когогин. За это время он сумел не только удержать на плаву компанию, но и дать ей несколько мощных импульсов к развитию — взять тот же стратегический союз с «Даймлер».

Сергей Когогин проявил себя как сильнейший лоббист — в итоге сегодня он прочно встроен в высший слой деловой и политической элиты России. Заручившись поддержкой Сергея Чемезова, одного из самых близких к Путину людей, генректор КАМАЗа в итоге стал пользоваться и личным доверием президента России и сегодня в отечественном автопроме нет человека, который был бы столь же влиятелен. В прошлом году на президентских выборах Когогин стал сопредседателем избирательного штаба Путина, и на этом фоне стали поговаривать, что он может продолжить карьеру уже в Москве, на неком очень ответственном посту. Безусловно, такой поворот исключать нельзя, но в этом случае сразу же обнажится проблема — многие достижения и относительная стабильность КАМАЗа сегодня слишком сильно завязаны на личной воле и неординарных менеджерских способностях Когогина. В новейшей истории российской промышленности известно немало случаев, когда предприятие переходило в затяжное пике после смены первого лица — рушилась система, наработанные годами связи, в итоге падало производство и картина приобретила плачевный вид. За примерами далеко ходить не надо — при Вадиме Лигае КВЗ казался блистательной жемчужиной. Теперь выяснилось, что он проедал свое будущее…

10. НЕПРОФИЛЬНЫЕ АКТИВЫ: БИБЛИОТЕКА, ТРАМВАИ, ФУТБОЛ…

В марте 2013-го автогигант продал футбольный клуб «КАМАЗ» Фото: «БИЗНЕС Online»

Одна из проблем КАМАЗа в последнее время — нарастающие сложности в отношениях с властями Набережных Челнов. Само по себе явление, может, и не новое, но до сих пор оно не приобретало публичного характера. И здесь важно понимать контекст происходщего.

КАМАЗ длительное время активно избавлялся от непрофильных активов — подведомственные сады и школы, лишние земли и помещения. Некоторым активам старались дать вторую жизнь — создав, например, на высвобождаемых пространствах самый большой в Европе промпарк — КИП «Мастер». Однако были и нематериальные ценности, безнадежно утраченные. Так, с молотка продали здание библиотеки ИНЭКА за 54 млн рублей. В марте 2013-го автогигант продал футбольный клуб «КАМАЗ». На баланс города было передано и трамвайное хозяйство, впрочем автогигант обязался дотировать в течение трех лет часть расходов трамвайщиков. Скандалы с «Электротранспортом» возникали не раз. Трамвайщики организовывали демарши, в отместку отказываясь возить камазовцев в ночные смены.

В этом году КАМАЗ попытался скинуть с себя последнее социальное обязательство, изъяв из городских общественных перевозок автобусы большой вместимости, взятые муниципалитетом в лизинг Фото: «БИЗНЕС Online»

В этом году автогигант попытался скинуть с себя последнее неформальное социальное обязательство, изъяв из городских общественных перевозок автобусы большой вместимости, взятые муниципалитетом в лизинг. Ситуация привела к публичной конфронтации. «Когда гендиректор обвиняет мэра города в том, что он не может зарабатывать на его автобусах — это уж вообще ни в какие ворота, — считает один из эскпертов. — Эти автобусы Казань отказалась покупать, Магдееву (мэру Челнов — прим. ред.) руки вывернули, сказали — спасай. Теперь их ремонтировать невыгодно, а выпускать на дороги страшно. В чем экономика? Причем город в транспортный тупик не встал — люди ездят каждый день. Нет нужды значит в этих 120 автобусах? Зарабатывать можно на продукте, который приносит деньги. А если эти деньги постоянно выкачиваются на ремонт, значит автобусы эти явно не являются вершиной технологической мысли и для бизнеса не приспособлены». Исполкому Челнов теперь советуют провести экспертизу, которая подтвердила бы, что качество автобусов не соответствуют техзаданию тендера. В любом случае продажам в другие регионы такая «реклама» у себя дома не способствует.

Впрочем, на балансе КАМАЗа до сих пор «висит» оздоровительный комплекс «Саулык» и в связи с использованием в технологической цепочке — Челныводоканал, а также аэропорт «Бегишево», в модернизацию которого автогигант значительно вкладывается и даже строит его вторую очередь. Однако, некий Рубикон все же перейден — до сих пор публичных выпадов со стороны КАМАЗа в адрес властей Челнов не было. Симптом не очень хороший — КАМАЗ для города был и остается градообразующим предприятием и раздрай в отношениях с администрацией является негативом для обеих сторон.

«БИЗНЕС Online» А вы верите в будущее КАМАЗа? Да, прорвемся, танки грязи не боятся! Нет, при такой конкуренции шансов нет Нужно менять стратегию и методы управления, иначе тупик Свой вариант (в комментариях) Читайте об этом подробнее Персоны: Когогин Сергей Анатольевич Предприятия: КАМАЗ

Источник: www.business-gazeta.ru

«Назначение окажется неожиданным»: дюжина кандидатов на место Ирека ФайзуллинаПраймериз «БИЗНЕС Online»: проголосуйте за будущего министра строительства Татарстана! Весь стройкомплекс республики накануне гадал, кто сменит Ирека Файзуллина в кабинете на «Черном озере». Несмотря на внезапность, с которой «магистра Йоду» татарста... 25.01.2020 23:33

Вице-премьер Хуснуллин заявил о необходимости реализации программы реновации в РоссииВице-премьер, который курирует в правительстве строительную отрасль сообщил, что эта программа потребует больших финансовых вложений. При ее реализации будет изменен «весь уклад жизни». «Наши» в правительстве? Что значит назначение Хуснуллина для Татарс... 25.01.2020 16:34

В республике дан старт общественному обсуждению предложений Президента России, озвученных им в Послании Федеральному СобраниюОбщественность республики должна подключиться к всенародному обсуждению инициатив Президента России, озвученных им в Послании Федеральному Собранию, считает Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин. Об этом он заявил сегодня на встрече с предст... 25.01.2020 16:03

За медпомощью в январе обратились 4 жителя Казани, вернувшиеся из Китая  Фото: Маргарита Гафурова "РТ"... 25.01.2020 15:03

Путин направил Эрдогану соболезнования из-за землетрясения в Турции Президент России Владимир Путин направил президенту Турции Тайипу Эрдогану телеграмму, в которой выразил соболезнования в связи с жертвами и масштабными разрушениями, вызванными землетрясением в турецкой провинции Элязыг, сообщает пресс-служба Кремля. «В... 25.01.2020 14:33

Минниханов направил Эрдогану соболезнования в связи с жертвами землетрясения в ТурцииТелеграмму со словами соболезнования в связи с гибелью людей в результате землетрясения направил Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов Президенту Турецкой Республики господину Реджепу Тайипу Эрдогану. «С болью и искренним сопереживанием во... 25.01.2020 14:03

В Доме Правительства РТ награждены муниципальные образования, занявшие первые места в республиканском конкурсе на лучшее новогоднее оформлениеИтоги республиканского конкурса среди муниципальных образований на лучшее новогоднее мероприятие и праздничное оформление подвели сегодня в Доме Правительства Республики Татарстан. Подведение итогов состоялось в рамках республиканского совещания в До... 25.01.2020 13:33

Глава Минсельхоза РТ Марат Зяббаров: Татарстан готовится к весенне-полевой кампании 2020 годаО подготовке к весенне-полевой кампании 2020 года доложил сегодня на республиканском совещании в Доме Правительства Республики Татарстан заместитель Премьер-министра РТ – министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров. Провел со... 25.01.2020 12:04

В Республике Татарстан по состоянию на 25 января 2020 года введено в эксплуатацию 149,2 тыс кв. м жилья, что составляет 5% от годового планаВ Республике Татарстан по состоянию на 25 января 2020 года введено в эксплуатацию 149,2 тыс кв. м жилья, что составляет 5% от годового плана. Об этом сообщил сегодня на республиканском совещании в Доме Правительства РТ Ирек Файзуллин, экс-министр строительс... 25.01.2020 11:33

Источник: Минстрой РТ возглавит Фарит ХанифовКак сообщают источники «БИЗНЕС Online», новым министром строительства РТ станет Фарит Ханифов — руководитель Казанского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России». Его представил президент РТ Рустам Минниханов на субботнем совещании в кабмине РТ. Р... 25.01.2020 11:04

«Автомобилист» − «Ак Барс». День матча«Ак Барс» 25 января откроет новую выездную серию матчем в Екатеринбурге: встреча против «Автомобилиста» начнётся в 15:00 по московскому времени. Уральскую команду в этом сезоне серьёзно лихорадило, но ближе к концовке регулярного чемпионата «Автомоби... 25.01.2020 09:03

Татарстанцев предупредили о метели и сильном ветре в ближайшие суткиТатарстанцев предупредили об ухудшении погодных условий в ближайшие сутки. Об этом сообщает управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ. Так, по прогнозу синоптиков, ночью и днем 25 января местами на территории республики и в Ка... 25.01.2020 07:03

Рейсы из китайского Уханя в Москву временно отмененыВсе авиарейсы в Москву из китайского Уханя временно отменены в связи со вспышкой коронавируса 2019-nCoV. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на международный аэропорт «Тяньхэ». «Да, все рейсы отменены, улететь невозможно», — сообщили в сл... 24.01.2020 22:33

Вернувшуюся из Китая семью госпитализировали в Казани с температуройУправление Роспотребнадзора по Татарстану сообщило, что в Казани госпитализировали семью из двоих человек. Они недавно прилетели из китайского города Санья. Т.к. у них поднялась температура, было принято решение проверить состояние их здоровья. На да... 24.01.2020 22:04

Трамплин для айтишниковСегодня в Казани открылся учебный центр для подготовки IТ-специалистов. Обучаться в нём смогут как студенты казанских вузов, так и те, кто хочет попробовать себя в новой сфере. Курсы подготовки рассчитаны на время от нескольких дней до месяцев, за которые и... 24.01.2020 20:33

В Нижнекамске появится новая трамвайная линия за 1 млрд рублейПротяженность проектной трамвайной линии «Южная» составил 12 километров. Она предусмотрена транспортной моделью города в генеральном плане. По словам Метшина, в городе возникла острая необходимость расширения транспортной сети города. Читайте Inkazan в ... 24.01.2020 20:04

В Татарстане мужчина подозревается в убийстве жителя Сармановского района23 января 2020 года на территории фермы КРС на улице Ленина деревни Верхние Чершилы Сармановского района обнаружено тело 62-летнего местного жителя с признаками насильственной смерти в виде резанных ран шеи и живота. По данному факту следственными органа... 24.01.2020 19:05

День студента: как отмечают самый веселый праздник в российский вузахМатериал подготовлен Научно-технической библиотекой им. Н. Г. Четаева. Официально День российского студенчества — Татьянин день — установлен в нашей стране Указом Президента РФ № 76 от 25 января 2005 года. Но свою историю и традиции он ведет е... 24.01.2020 18:35

Масштабные соревнования соберут в Челнах 550 спортсменов23-27 января в Набережных Челнах на базе лечебно-оздоровительного комплекса Саулык пройдут соревнования по спортивному ориентированию на лыжах среди спортсменов сразу трех федеральных округов – Приволжского, Центрального и Северо-западного. Изначально... 24.01.2020 18:05

«Ак Барс» отправился на выездную серию«Ак Барс» 24 января отправился на выезд по маршруту Екатеринбург – Челябинск – Москва: команда сыграет против «Автомобилиста», «Трактора» и «Витязя». В составе команды на выезд полетели 27 игроков: Вратари: Тимур Билялов, Амир Мифтахов, Адам Р... 24.01.2020 17:35

Сафин рассказал, какие новые авианаправления минтранс Татарстана считает перспективнымиВсе татарстанские аэропорты в прошлом году улучшили свои финансовые показатели. Об этом сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин на итоговой коллегии ведомства. По итогам года ожидаемая прибыль международного аэропорта «Казань» составляе... 24.01.2020 17:04

843 попытки проноса запрещенных предметов пресечено судебными приставами в 2019 годуВ 2019 году судебными приставами по ОУПДС установленный порядок деятельности судов обеспечен в 121 здании судов. Таким образом, охват составил 100%. Об этом сообщил главный судебный пристав Республики Татарстан Игорь Безуевский на расширенном заседании итог... 24.01.2020 16:34

В Татарстане сегодня начинается суд по делу о крушении «Боинга» в аэропорту КазаниВ Лаишево в местном суде сегодня начинается рассмотрение уголовного дела о крушении «Боинга» авиакомпании «Татарстан», которого произошло в 2013 году. Предварительное слушание пройдет в 10:00 в закрытом режиме, сообщает РИА Нoвости. В ходе расследования уго... 24.01.2020 16:03

Татарстан и РЖД подписали Соглашение сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2020-2022 годыСегодня в рамках итоговой коллегии состоялась церемония подписания Соглашения между Правительством Республики Татарстан и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на ... 24.01.2020 15:34

Лаишевский суд прекратил уголовное дело о крушении Boeing под КазаньюЗа истечением шестилетнего срока давности закрыл дело о катастрофе под Казанью сегодня Лаишевский райсуд Татарстана. Такое ходатайство было заявлено подсудимыми и не встретило возражений у прокурора, возражали лишь несколько потерпевших, передает с заседани... 24.01.2020 15:05

Назначен новый Бугульминский городской прокурорПриказом Генерального прокурора Российской Федерации на должность Бугульминского городского прокурора назначен советник юстиции Кривоносов Артем Александрович. Родился 11 февраля 1978 года в г. Новосибирске. В 2000 году окончил Казанский госуд... 24.01.2020 14:33

В Актаныше после капремонта открылся ледовый дворец23 января в Актанышском районе Татарстана после капитального ремонта открылся ледовый дворец «Лачын». В торжественной церемонии открытии принял участие глава района Энгель Фаттахов, сообщает Минспорта РТ. В рамках капитального ремонта, который проход... 24.01.2020 14:04

В режиме видеоконференцсвязи рассмотрены актуальные вопросы, возникающие при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по итогам 2019 года23.01.2020 в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для государственных гражданских служащих Министерства и руководителей подведомственных учреждений состоялся практический семинар в режиме видеоконференцсвязи с участием предс... 24.01.2020 13:05

Местный житель признан виновным в насильственных действиях сексуального характераСобранные в третьем отделе по расследованию особо важных дел СУ СК России по Республике Татарстан доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении 52-летнего Рафаиля Музаффарова. Он признан виновным в совершении преступлений, п... 24.01.2020 12:34

В Дербышках нашли мертвой семью из трех человекВ казанском поселке Дербышки в квартире на улице Липатова накануне вечером нашли мертвыми 37-летнего мужчину, его 29-летнюю жену и 50-летнюю тещу, они отравились угарным газом. Об этом сообщили в Следственном комитете. Предварительно, в квартире ранее прово... 24.01.2020 12:04

© "JJEW" Новости регионов России, 2017. | e-mail: site@jjew.ru

Мнение редакции интернет сайта jjew.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Яндекс цитирования

Пресс-релизы | Новости.